Высшая истина есть высшая радость!
Лама Оле Нидал

Малый путь

Малому пути (санскр. Хинаяна) соответствует первый поворот Колеса Учения, совершенный Буддой в Оленьем парке неподалеку от Варанаси. В него вошли самые базовые учения об освобождении, Четырех благородных истинах, законе причины и следствия и способах избежать собственного страдания. Малому пути следуют люди, стремящиеся к индивидуальному освобождению – так называемой «малой нирване».

Термин «Малый путь» не совсем корректен, так как употребляется лишь буддологами и в литературе школ Великого пути. Более точное определение этого направления – «Тхеравада», что в переводе с палийского означает «Учение старейших». Название произошло от единственной сохранившейся из восемнадцати школ Южного буддизма. Учение Тхеравады традиционно для континентальных стран Юго-Восточной Азии – Цейлона, Бирмы, Тайланда, Лаоса, Камбоджи, а также для некоторых национальных меньшинств Юго-Западного Китая, Вьетнама, Бангладеша и Малайзии.

Условно Тхераваду можно разделить на «Путь слушающих Учение» (санскр. Шравакаяна) и «Путь достигающих Просветления в одиночку» (санскр. Пратьекабуддаяна). В обоих случаях практикующие размышляют над Четырьмя благородными истинами, а «Достигающие Просветления в одиночку» – еще и над Двенадцатью звеньями взаимозависимого возникновения.

Медитации уровня Тхеравады нацелены на успокоение ума. В повседневной жизни практикующие принимают «внешние» монашеские обеты, отказываясь от мирской жизни с ее соблазнами, и таким образом избегают ситуаций, которые могли бы привести к страданию. Высшее достижение – состояние Архата, так называемая «малая нирвана», то есть полное спокойствие ума и переживание отсутствия эго. Практикующие Тхераваду в основном монахи.

Будды и учителя

Белая Освободительница Белая Тара
© Местная религиозная организация «Буддийский центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г.Москвы»