Без терпения нет Просветления, а без невыносимых людей нельзя развить терпение
Лама Оле Нидал

Великий путь

Второй поворот Колеса Учения состоялся в Раджгире, на Горе Грифов, где Будда дал наставления о пустоте явлений от независимого существования и сочувствии ко всем живым существам. Эти поучения стали основой для Великого пути (санскр. Махаяна).

Великий путь относится к северной буддийской традиции, он широко распространен в таких странах как Тибет, Лхадак, Непал, Сикким, Бутан, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайвани, Корее, Бурятии, Туве и Калмыкии.

Этот путь иногда называют «Путем Бодхисаттв» (санскр. Бодхисаттваяна), «Путем сутр» (санскр. Сутраяна) и «Путем парамит» (санскр. Парамитаяна). Он предназначен для людей, обладающих большим эмоциональным избытком и сочувственной мотивацией.

Санскритский термин «Бодхисаттва» можно перевести как «Герой просветленного ума». В северной буддийской традиции Бодхисатвой называют того, кто отважно стремится к окончательному Просветлению для блага всех, кто совершенствуется в постижении пустоты и развивает неличностное сочувствие. С точки зрения Великого пути, все буддийские школы, которые преследуют цели лишь индивидуального освобождения («Путь слушающих Учение» и «Путь достигающих Просветления в одиночку») относятся к Малому пути.

Основной практикой идущего путем Бодхисаттвы является зарождение и развитие Просветленного настроя (санскр. Бодхичитта). Просветленный настрой, в свою очередь, имеет два аспекта – обусловленный и окончательный. Обусловленный Просветленный настрой, или Бодхичитта устремления, состоит из желания достичь полного Просветления для блага всех и следования Шести освобождающим действиям (санскр. Парамиты).

Парамиты – это шесть взаимосвязанных действий, которые «переправляют на тот берег океана существования», то есть приводят к Освобождению и Просветлению. Шесть освобождающих действий таковы: щедрость, осмысленный образ жизни, терпение, радостное усилие, медитация и освобождающая мудрость.

Окончательный Просветленный настрой, или Бодхичитта применения, является постижением неразделимости сочувствия и пустоты, а также спонтанной и свободной от усилий активностью для блага всех живых существ.

Высшее достижение для последователей Великого пути – окончательное Просветление, полное раскрытие потенциала ума. Среди людей, следующих этому пути, можно повстречать как монахов, так и активных, преуспевающих мирян.

Будды и учителя

Держатель Алмаза Держатель Алмаза
© Местная религиозная организация «Буддийский центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г.Москвы»